wordpress themes.

В Украине начнут по-новому выделять средства на кино | ubr.ua

Кaк рaздeлят дeньги гoсбюджeтa нa укрaинскoe кинo. Нoвыe прaвилa

Государственное агентство по вопросам кинематографа кинопроектов. И сразу же открыло прием заявок и сопутствующих документов для желающих принять участие в распределении финансирования из госбюджета, они будут приниматься еще месяц — до 24 мая включительно. Ориентировочный фонд конкурса проектов — 315 млн грн.

Оценивать, какие фильмы Украина должна профинансировать, будут в традиционном формате, в два тура:

  • Изучение заявок, сценариев, бюджетов проектов и сведений о компании-заявителе.
  • Открытые питчинги сценариев: публичные презентации проектов их создателями.

Именно поэтому собственно конкурс сценариев пройдет уже в конце лета или сентябре 2019 года.

Украинских киношников призывают снимать сериалы для Netflix

Формат проведения конкурса в два тура и последующего питчинга, правда, едва ли не единственное, что сохранилось после предложений вначале законодателей, потом чиновников, которые в едином реформаторском порыве пересмотрели правила распределения государственных средств. В общем изменения можно объединить в две группы: кто теперь финансирует кино и какие проекты могут претендовать на господдержку.

Кто и как финансирует кино

Сейчас в общем бюджете Министерства культуры одновременно работают две не связанные друг с другом программы финансирования кинематографа. За бюджет на «Финансирование производства и распространения фильмов» в размере 500 млн грн ответственным назначено Госкино.

А вот еще одна бюджетная программа на «Создание патриотического кино», которая в 2018 году состояла из второй половины общего финансирования, то есть 500 млн грн., в этом году влилась в общие ресурсы, переданные в распоряжение Украинскому культурному фонду, где трансформировались: теперь это уже целевая программа, направленная не совсем на финансирование кинематографа.

Плюсы новшества: Украинский культурный фонд создан исходя из возможности сотрудничества с европейскими фондами и совместного финансирования всех проектов. И структурно, и по законодательным полномочиям УКФ гораздо больше подходит для функции проведения конкурса, чем Министерство культуры.

В 2018 году получив в свое распоряжение бюджетную программу на 500 млн грн Министерство культуры не имело ни способа организовать конкурс, ни компетентных органов в структуре, которые могли бы принять соответствующие решения. В итоге программа создания патриотического кино была реализована далеко не в полной мере: из 69 проектов, которые победили в конкурсе, в 4 сменились режиссеры, еще 4 отказались от финансирования. Несколько фильмов зашли в производство, но большая часть стоит на паузе.

Кино с размахом: самые масштабные и дорогостоящие декорации в истории кинематографа

Риски новшества: УКФ выдает гранты только в ограниченный бюджетный период, а создание фильма за редкими исключениями — вопрос долгосрочный и требует обычно больше года. Так как поддержку УКФ можно получить только на один из этапов съемки фильма, есть риск не найти источники дополнительного финансирования на остальные этапы.

Госкино тоже кардинально изменило систему работы. В начале года был создан и в марте получил утверждение от Кабмина Совет по государственной поддержке кинематографии, который принял решение провести конкурс, а в итоге будет решать вопрос выделения бюджетных средств на проект в соответствии со списком фильмов-победителей конкурса. Между этими двумя решениями Совет от непосредственно конкурса отдален, и победителей будет определять специально созданная экспертная комиссия: рассматривать кинозаявки и выставлять им оценки будут уже не они, а специально созданные экспертные комиссии.

По словам главы Государственного агентства Филиппа Ильенко такая процедура выписана для того, чтобы не допустить манипуляций и предотвратить возможность какого-то одного человека или органа влиять на весь процесс отбора и получения средств.

Тем не менее Сергей Зленко, заместитель главы Совета, недоумевает и заложенным в механизм рискам: «Во-первых, согласно приказу Министерства культуры о Порядке принятия решения, Совет по поддержке кинематографии, это и не консультативный орган, и не наблюдательный, и никаким другим статусом мы не обличены. А во вторых, не совсем понятно, каким образом члены Совета должны вообще сформировать представление о проектах, которым дают деньги, если решение о финансировании мы должны принимать на основании списка проектов-победителей конкурса».

Кто претендует на финансирование

Украинский культурный фонд предусмотрел программу Усиления мощности аудиовизуального сектора, в которой проекты могут претендовать на один из пяти лотов:

Кто владеет украинскими кинотеатрами

  1. поддержка сценария или предпродакшна,
  2. образовательные проекты в аудиовизуальном секторе,
  3. производство и постпродакшн украинского телеконтента,
  4. продвижение национального аудиовизуального сектора.

На все лоты вместе предусмотрено до 400 млн грн.

На конкурс были приняты 658 заявок c общим запрашиваемым финансированием на более чем 2,5 млрд грн, так что удовлетворить желающих УКФ не сможет никак. Из заявителей, между тем, только треть подаются с заявками из сферы кино.

На объявленном же Госкино конкуре кинопроектов ситуация противоположная: на первом же заседании Совет решил развести в разные углы не только кино и телевидение, но даже разные виды проектов, и сейчас будет рассматривать только заявки игрового кинематографа.

Конкурсы для анимации, документальных фильмов и сериалов будут объявлены отдельно, но тоже в 2019 году. Кроме заложенных на этот питчинг 315 млн грн, бюджетная программа предусматривает такие расходы, как дофинансирование победителей прошлых конкурсов, подписание с некоторыми из них контрактов и начало финансирования, и — впервые официально — целых 45 млн грн на промо-кампании фильмам-победителям. До этого всю историю существования ведомства нормативные документы запрещали им выделять часть средств на промо и маркетинг.

Но вряд ли такой скромный маркетинговый бюджет спасет украинские проекты игровых фильмов на фоне все возрастающего белого шума в индустрии.

В Facebook процветают пиратские онлайн кинотеатры

По итогам 2018 года, например, в прокат вышли 48 украинских фильмов и сборников короткометражек: почти на каждую неделю приходилось по релизу. Но вот обратить на себя внимание украинского зрителя — ради которого, собственно, контент и производят — смогли лишь единицы. Возможно, пора переходить от финансирования количества к улучшению качества сопровождения этих фильмов на остальных этапах.

И глава Украинского культурного фонда Юлия Федив, и глава Госкино Филипп Ильенко обещают, что участие в одном питчинге не обязательно отрезает проекту путь к другому. Но и вопросы систематизирования сотрудничества и синхронизации такой поддержки оставляют без ответа.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.