Выгoднo купить элeктрoкaр пoд 5% нa 10 лeт: чeрeз двa гoдa у прeзидeнтa ждут нoвыe автозаводы, но их не будет
В Офисе президента анонсировали запуск новой программы по покупке электрокаров, а через пару лет ждут открытия в стране новых заводов иностранных брендов. Но если по первому у экспертов рынка еще более-менее положительные ожидания, то вот по приходу к нам производств мировых брендов – есть серьезные сомнения.
Сейчас власти сетуют на то, что взять автомобиль в рассрочку – слишком дорого, приходится много переплачивать из-за высоких лизинговых ставок в районе 12-17%, тогда как в Европе они колеблются в пределах 0,5-1,5%. Поэтому жители этих стран около 70% покупок совершают именно посредством лизинга.
Tesla отозвала почти полмиллиона своих электрокаров с дефектами
Стимулировать «зеленую» трансформацию хотят посредством субсидирования процентной ставки при приобретении электромобилей в лизинг.
От кредита он отличается тем, что авто вплоть до последнего платежа находится в собственности банка, поэтому финансируют они такие сделки более охотно. Но при желании клиент может выкупить машину или же взять в лизинг другую.
Первые два года данная программа будет действовать для импортных электрокаров. Затем власти намерены распространить ее на местные автопроизводства, которые локализируют выпуск электромобилей у нас.
Этого срока достаточно, считают в Офисе президента, чтобы наладить производство авто с электрической тягой в Украине.
Украинцы разработали и представили концепт люксового электрокара Kraїna: фото
Продажи вырастут, но бума не случится
Гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко в разговоре с UBR.ua отметил, что осведомлен об указанной инициативе властей.
Он подтвердил, что сначала эта программа будет распространяться на импортные электромобили, но в течение двух лет в Украине должно появиться собственное производство авто на электротяге.
На первых этапах – крупноузловая сборка – и льготные условия начнут действовать в отношении только транспортных средств, выпущенных на местных заводах.
По словам эксперта, покупатели смогут брать кредиты в гривне под 5% годовых «на довольно длительные сроки» – до 10 лет. В результате можно предположить рост продаж электрокаров в Украине «до десятков тысяч» единиц ежегодно.
Льготные кредиты на электрокары под 5% спровоцируют бум в развитии инфраструктуры, – эксперт
В то же время Олег Назаренко подчеркнул, что от правительственной инициативы не стоит ожидать снижения цен на украинском рынке, так как в стране наблюдается отложенный спрос на машины.
Поэтому те, у которых есть деньги, будут выбирать понравившиеся им автомобили, а те, у которых нет достаточно средств – «возьмут кредит под 5% годовых на электрокар».
По данным Института исследований авторынка (ИИА), в 2021 году в Украину было импортировано и продано 1210 новых электромобиля, подержанных – 7331, а на внутреннем рынке было перепродано 6946 электрокаров.
В процентном соотношении – это меньше 2% от общего числа автомобилей, отметил в комментарии UBR.ua председатель ИИА Станислав Бучацкий.
«Электроавтомобили – это такой сегмент, который имеет большой потенциал для роста, но он еще абсолютно не развит», – убежден он.
По его мнению, стимулировать экологический транспорт в общем хорошая идея, но нужно учитывать реалии местного рынка – «у людей банально нет денег». Основные продажи электрокаров – это подержанные машины стоимостью до $10 тыс., которые составляют 60% рынка, констатировал глава ИИА.
Электрокар стал самым популярным по количеству продаж среди новых авто в Европе
Поэтому в случае, если власти внедрят упомянутую программу, то заметного увеличения продаж электрокаров ждать не приходится, потому что стоимость новых моделей в разы превышает психологический барьер в $10 тыс.
При этом нужно учитывать, что электромобиль – специфический товар, требующий особой эксплуатации, зарядки, обслуживания и т.д.
В то же время лизинг может вызвать перераспределение на рынке, так как покупатели, ранее планировавшие приобрести бэушный электрокар, смогут купить новый, растянув платежи на некий период времени.
Кто может открыть завод по сборке электрокаров
По поводу локализации производства электрокаров не стоит ожидать, что Tesla или другие известные производители разместят в нашей стране свои заводы, так как условия в Украине непривлекательны для инвесторов.
Украинский электрокар «может иметь 5-10% локализации максимум», да и то, вероятнее всего, это будет кто-то из китайских брендов, предположил Станислав Бучацкий.
Директор информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олег Омельницкий положительно оценил инициативу ОП, но выразил сомнения по поводу перспектив украинского производства электрокаров.
Hertz закупит 100 тысяч Tesla. Когда электрокары можно будет арендовать в Украине
Он напомнил, что сборкой занимались (а некоторые и до сих пор занимаются) ЗАЗ, «Богдан», КрАСЗ и другие предприятия, но это не привело к возникновению собственного производства.
«Напротив, вокруг Украины возникли настоящие предприятия автопрома, в тех странах, где автопрома не было. И инвестиции в украинское производство ушли в песок», – заявил в комментарии UBR.ua Олег Омельницкий.
Руководитель проекта «Авто24″ Сергей Матусяк выразил сомнения в жизнеспособности лизинга на электрокары. По его наблюдениям, в Украине частные лица не берут автомобили в лизинг, поэтому вряд ли эта программа заработает масштабно.
«Сегодня в нашей стране действует подобная программа от ЕБРР, которая предусматривает компенсацию 10% от суммы финансирования электромобилей и гибридов, но только для бизнеса», – рассказал он UBR.ua. Данная программа не стала очень популярной из-за нескольких причин, главная из которых – ограниченность предложения таких автомобилей.
Что касается локализации, отметил Матусяк, то у Украины нет серьезных стимулов для потенциальных автопроизводителей. «Сегодня на ввоз электромобилей практически отсутствуют налоги (кроме акциза), поэтому производить их у нас нет никакого смысла», – подчеркнул руководитель «Авто24″.
Стимулов много не бывает
Напомним, с 2016 года в Украине не взымается ввозная пошлина на транспортные средства с полностью электрической тягой, а ставка акциза установлена на уровне 1 евро на 1 кВт/ч емкости электроаккумулятора.
В Украину массово гонят электрокары из Китая: топ моделей
Верховная Рада 15 июля прошлого года приняла два закона о стимулировании развития электротранспорта в стране. Согласно этим документам, до 2030 года освобождены от уплаты НДС и ввозной пошлины комплектующие для собственного производства электротранспорта, а до конца 2025 года – от НДС операции по ввозу и/или поставкам электромобилей.
В 2021 году регистрации новых и подержанных электромобилей увеличились на 18,9% по сравнению с предыдущим годом – до 8541 штук. На долю новых электрокаров пришлось 14,2% регистраций – годом ранее их было 8,9%.