Бизнeс oбыскивaют с нaрушeниями. Вeрxoвный суд oбязaл силoвикoв выпoлнять вaжнoe прaвилo
Нaрушaют чaстeнькo
Пo слoвaм юристoв, на практике довольно-таки часто при составлении протокола обыска следователь или детектив НАБУ указывает в основном свои данные (ФИО, должность) в протоколе, что есть логичным, так как он же этот протокол и составляет.
Помимо этого, указываются также личные данные (ФИО, дата рождения, место проживания) приглашенных понятых, присутствующих при обыске владельцев жилья или иного владения лица, в том числе следователь или детектив обязан указать присутствующего адвоката, защищающего права и свободы лица, у которого проводится обыск.
Но при всем этом в протоколе не указываются данные других, проводящих обыск, сотрудников правоохранительных органов, которыми могут быть не только оперуполномоченные, а и другие следователи или детективы, при участии которых проводится соответствующий обыск.
«С такими случаями в практике неоднократно сталкиваются и адвокаты нашего адвокатского объединения, что, соответственно, всегда берется нами во внимание и впоследствии мы обязательно указываем на такое существенное нарушение уголовного процессуального закона в процессе защиты обвиняемого во время судебного рассмотрения уголовного дела по сути», – рассказал UBR.ua адвокат, партнер АО «Лещенко, Дорошенко и партнеры» Константин Дорошенко.
Обязательство указывать всех присутствующих при обыске лиц, в том числе и оперативных сотрудников, которые помогают следователю либо детективу обыскивать жилье или иное владение лица, прямо предусмотрено императивным требованием ч. 5 ст. 104 действующего Уголовного процессуального кодекса Украины.
«Порядок проведения обыска четко регламентирован положениями УПК. Нарушение требований УПК к проводимому следственному действию влечет за собой признание судом полученных доказательств недопустимыми, что мы и видим в вышеуказанном постановлении Верховного суда», – заметила в разговоре с UBR.ua руководитель уголовной практики юридической компании ЮК Riyako&Partners Зинаида Чуприна.
В тотальную фискализацию добавят либерализма. Какие ФЛП избавят от РРО в 2021 году
Что должны указывать в протоколе
В протокол обыска должна быть внесена информация обо всех участниках следственного действия, в частности: имя фамилия отчество; дата рождения и место проживания – это прямое требование Кодекса.
Кроме этого, после окончания обыска, все участники следственного действия должны быть ознакомлены с его содержанием и расписаться в протоколе.
«Любой участник обыска, после его окончания, может в протоколе написать свои замечания по сути проведенных следственных действий. Как правило, если при обыске присутствует адвокат, то он обязательно указывает все процессуальные нарушения, которые были допущены сотрудниками правоохранительных органов», – добавила Зинаида Чуприна.
Можно ли теперь обжаловать результаты обыска
Обжаловать в апелляционном порядке на основании этого постановления ВСУ решения суда о предоставлении разрешения на проведение обыска, а также сам обыск и изъятие имущества нельзя, говорят юристы.
Ст. 309 УПК Украины определено исчерпывающий перечень решений следственного судьи, подлежащих обжалованию в суде апелляционной инстанции, но среди них нет судебного решения о проведении обыска, а обжалование самого обыска как следственного действия и изъятия имущества не предусмотрено УПК Украины в целом.
Но при этом сторона защиты имеет полное право ссылаться на это постановление ВСУ, как на дополнительное существенное обоснование, при:
- обращении к органу досудебного расследования с ходатайством о возвращении изъятого имущества;
- обжаловании следственному судье бездеятельности следователя или детектива, связанной с невозвращением изъятого имущества;
- обжаловании в апелляционном порядке решения следственного судьи о наложении ареста на изъятое во время обыска имущество;
- подаче возражений на судебное решение следственного судьи о проведении обыска на подготовительном судебном заседании.
Банкиры не верят в снижение учетной ставки к концу года. Что будет с курсом, депозитами и кредитами
«Самым важным в такой ситуации является не признание самого обыска незаконным во время досудебного расследования, а признание его результатов в виде полученных доказательств недопустимыми в процессе рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции. В связи с этим на количество исков о возмещении ущерба в результате незаконного обыска, по результатам проведения других обысков это решение ВСУ никак не повлияет, поскольку речь идет не о законности обыска, а о его допустимости как доказательства вины лица», – подметил нам Константин Дорошенко.
Кодекс позволяет обжаловать результаты проведенного обыска путем написания жалобы на действие или бездействие должностных лиц, проводивших обыск. Эта жалоба рассматривается следственным судьей и суд, по результатам рассмотрения жалобы, принимает соответствующее решение.
Такая жалоба может быть подана в суд в течение 10 дней с момента обыска.
«Если, по каким-то причинам, в этот срок жалоба не подавалась, то ее можно заявить в подготовительном судебном заседании. Следует отметить, что это является правом, а не обязанностью лица. Иногда целесообразно об этих нарушениях сказать уже в конце судебного процесса. Как правило, такое решение принимает адвокат, работающий в деле в зависимости от обстоятельств конкретного дела», – рассказала нам Зинаида Чуприна.
Что делать бизнесу, который хочет оспорить обыск
Опять же таки обжалование судебного решения следственного судьи о предоставлении разрешения на проведение обыска в апелляционном порядке не предусмотрено действующим УПК на любой стадии уголовного производства.
Но в то же время ч. 3 статьи 89 УПК наделяет сторону защиты правом подавать в процессе судебного рассмотрения ходатайства о недопустимости доказательств, чем и стоит воспользоваться в случае, если при проведении обыска и составлении, соответственно, протокола видны явные нарушения требований проведения обыска и изъятия имущества, предусмотренных УПК, в том числе нарушения, уставленные Верховным Судом в постановлении от 02.09.2020.
В связи с этим и нет установленных законом сроков на обжалование результатов незаконного обыска.
«В то же время нужно помнить, что все обжалования по невозвращению изъятого имущества, наложению ареста на такое имущество должны подаваться следственному судье на рассмотрение в четкое установленные сроки, а признание результатов обыска в виде доказательств возможно исключительно в рамках стадии судебного производства. Поэтому насчет давности проведения обысков каждый случай индивидуален и зависит исключительно от стадий уголовного производства», – отметил нам Константин Дорошенко.
У бизнес-омбудсмена озвучили растущую проблему украинских предпринимателей
Дополнительно юристы рекомендуют бизнесу обращаться с жалобой в Совет бизнес-омбудсмена после проведенных на предприятиях, в офисах и т.д. явно незаконных обысков в тех уголовных производствах, где на протяжении длительного времени никому не вручались подозрения, регулярно правоохранители проводят незаконные обыски, изымают товар, рабочую технику и пр. имущество, чем фактически блокируют работу компаний.
«Это имеет все признакам очевидного и незаконного давлении на бизнес с помощью уголовных производств и обысков, как инструментов для такого незаконного давления», – заметил Константин Дорошенко.
Решения ВСУ недостаточно
Одного лишь упоминания решения ВСУ и указания того, что оперативники не были указаны в протоколе обыске может в итоге оказаться для суда недостаточно, предупреждают юристы.
Стороне защиты также стоит обращать внимание и на другие нарушения, в том числе нарушения прав и свобод человека во время обыска, обязательно указывать их в своих ходатайствах о недопустимости, и желательно с ссылкой на подходящую практику Верховного Суда с уже устоявшимися правовыми позициями.
«Для тех, кому еще предстоит столкнуться с незаконными обысками, в том числе представителям бизнеса, обязательно стоит ссылаться на это постановление ВСУ при обжаловании арестов, в попытках вернуть изъятое имущество, а также во время судебного рассмотрения дела, поскольку, согласно ст. 13 закона «О судоустройстве и статусе судей», судьи нижестоящих инстанций должны учитывать правовые позиции Верховного Суда при рассмотрении дел и вынесении соответствующих решений», – советует Константин Дорошенко.
Суд, который рассматривает жалобу, обязан всесторонне и в полном объеме изучить материалы дела, проверить действительно имели ли место нарушения закона при проведении обыска, оценить все доводы и доказательства, указанные в жалобе и вынести соответствующее решение.
«К сожалению, суды не всегда становятся на сторону бизнеса. И мне сложно сказать повлияет ли это постановление Верховного Суда на количество нарушений, которые имеют место при проведении обысков. Ситуация, скорее всего, будет зависит от уровня профессиональной подготовки правоохранителей», – отметила Зинаида Чуприна.
Грядет большая реформа: власти повысят налог на недвижимость
Как ситуации может развиваться дальше
В идеале правоохранители должны учитывать позиции Верховного Суда, связанные с проведением тех или иных следственных действий, но на деле большинство следователей или детективов не обращают на такие судебные решения внимания, либо просто о них не знают, говорят юристы.
Поэтому обыски продолжают проводить так, как привыкли проводить их всегда, ведь никакого служебного обязательства, связанного с мониторингом новых позиций и правовых выводов Верховного Суду, у правоохранителей нет, тем более они не обязаны их придерживаться, руководствуясь в основном только УПК Украины.
Конечно, что при явных нарушениях процедуры проведения обыска суд обязан будет принять сторону бизнеса и людей, у которых такой незаконный обыск был проведен, и признать его результаты незаконными.
В обязанности каждого судьи входит контроль за тем, чтобы все доказательства были получены стороной обвинения законно, то есть в порядке, предусмотренном УПК Украины, а также без существенных нарушений прав и основоположных свобод человека, в связи с чем суд не может не обращать внимание на явные нарушения.
«У каждого судьи есть понимание того, что вынесенное неправомерное судебное решение может быть успешно обжаловано стороной защиты в апелляционном порядке на основании того, что суд нижестоящей инстанции не признал недопустимыми результаты явно незаконного обыска и изъятия имущества», – подметил нам Константин Дорошенко.