Укрaинцы вслeд зa китaйцaми кинулись рeгистрирoвaть рaскручeнныe мирoвыe брeнды
В Китае — новый модный тренд. Компании массово стараются успеть «Ivanka» — по имени старшей дочери президента США Иванки Трамп.
По данным управления по товарным знакам Главного государственного управления торгово-промышленной администрации КНР, заявления на право использования слово Иванка в качестве торговой марки подали не менее 65 фирм и частных предпринимателей Поднебесной.
Десятки китайских фирм пытаются зарегистрировать имя дочери нового президента США в качестве торговой марки для различных видов продукции. Среди них такие алкоголь, обои, косметика, пищевые добавки и пр. Например, расположенная в провинции Фуцзянь компания Yingjie Commodity Company подала заявку на использование имени Иванка в качестве названия бренда гигиенических салфеток уже через неделю после президентских выборов.
- Китайская соцсеть опередила по стоимости Twitter
Иванка Трамп стала особенно популярной в Китае после того, как посетила вместе с первой леди США Меланией Трамп прием, устроенный в конце января китайским посольством в Вашингтоне по поводу Нового года по лунному календарю.
Еда facebook и куртка iPhone
Большинство заявок пока находится в процессе рассмотрения, и неясно, будут они удовлетворены или нет. Китайские законы разрешают использовать заграничные имена и наименования в их китайской версии, что уже не один раз вызывало международные скандалы и повлекло за собой масштабные судебные разбирательства.
По китайским законам, международные корпорации должны доказать, что их торговая марка хорошо известна, чтобы не допустить ее использования местными производителями.
В сфере интеллектуального права в Китае очень долго действовал принцип — кто не успел, тот опоздал. В свое время предприимчивые бизнесмены зарегистрировали на себя все самые известные мировые торговые марки. А законные владельцы по много лет ведут тяжбы в верховном народном суде Пекина за право распоряжаться своим именем.
В 2006 году Дональд Трамп пытался зарегистрировать свое имя в Китае для реализации строительных проектов, однако получил отказ. Выяснилось, что аналогичная заявка уже подана и вовсе не Трампом. Апелляция последнего была удовлетворена только в 2016 году.
В 2012 году Apple «откупилась» за $60 млн от двухлетнего спора с местной Proview, которая утверждала, что имеет право на марку iPad. Компания Proview Technlogy Co находится в городе Шеньчжень на юге страны и выпускала комплектующие для мониторов. Она зарегистрировала товарный знак iPad в нескольких странах, включая Китай, еще в 2000-м.
Зимой 2016 года популярный баскетболист Майкл Джордан одержал победу в судебном разбирательстве против китайского производителя спортивной одежды Qiaodan Sports, название которой на китайском читалось как «цяодань» и было созвучно с фамилией звезды.
В мае прошлого года компания Facebook выиграла дело против китайского производителя еды и напитков, зарегистрировавшего в 2014 году торговую марку «facebook». При этом в аналогичном разбирательстве американская корпорация Apple проиграла в суде местной компании Xintong Tiandi Technology, которая отсудила себе право использовать торговую марку «iPhone» на изделиях из кожи.
Свое имя в суде отстаивают не только мировые бренды и знаменитости, но и простые граждане Китая. Например, 36-летний Чжан Баошень подал иск на почти $3,85 млн. к американскому производителю электрокаров Tesla, который начал продажи машин на рынке КНР. Истец требует выплатить ему компенсацию за моральный ущерб и прекратить продажи Tesla в стране.Чжан заявляет, что еще в 2009 году зарегистрировал в местном патентном бюро право на ТМ Tesla на территории Китая. Он подал заявку на регистрацию названия Tesla в 2006 году, и через три года та была удовлетворена.
Согласно патенту, право использования бренда закреплено за китайцем на десять лет. Однако в 2013 году по просьбе Tesla власти отменили действие патента, что позволило американской компании начать продажи машин в Китае. В итоге несогласный с таким решением Чжан подал судебный иск.
Заразительный пример
Но украинцы оказались не менее хитрыми, чем китайцы. Компания «Алибаба Групп Холдинг Лимитед» (Alibaba Group) подала иск на нашего соотечественника с целью оспорить его право на торговую марку ALIEXPRESS.
По ходатайству компании 10 января Соломенский суд Киева распорядился открыть соответствующее дело и назначить его к судебному рассмотрению. Торговую марку ALIEXPRESS уроженец Мариуполя зарегистрировал в декабре 2013 года. И теперь китайская публичная компания Alibaba Group требует лишить права использовать ее в рамках защиты интеллектуальной собственности.
Компания Alibaba Group намерена добиться в суде признания ТМ своей, аннулировать свидетельство Украины №180315 на соответствующий знак для товаров и услуг и обязать внести соответствующие изменения в госреестр Украины. Рассмотрение дела назначено на 18 апреля 2017 года.
Очевидно, Китай уже и сам понял, что его дурной пример оказался заразительным. С 1 марта этого года КНР запретит регистрировать имена знаменитостей в качестве торговых марок. Соответствующее постановление вынес Верховный народный суд страны.
Служители Фемиды уверены, что производство товаров под именем знаменитостей может ввести в заблуждение потребителей и нанести вред общественным интересам. Запрет не будет распространяться на уже зарегистрированные торговые марки, вроде известного в КНР производителя спортивной одежды Ли Нин: эта компания создана и носит имя знаменитого китайского гимнаста и трехкратного олимпийского чемпиона. Совсем сложно при выполнении запрета будут обстоять дела с фамилиями, поскольку в Поднебесной однофамильцев насчитывается неимоверное множество: 21% жителей КНР носят три фамилии: Ван, Ли и Чжан.
Лидирует фамилия Ван — ее обладателями на сегодня являются 95 млн граждан Поднебесной. Правда, окончательно неясно, постановление распространяется только на имена китайских знаменитостей или и иностранных звезд.
Вячеслав Лысенко, экономический эксперт, специально для UBR.ua