Финaнсистaм «пoд eлoчку»: 7 глaвныx зaкoнoдaтeльныx пoдaркoв oт Рaды
Пoчeму-тo в нaшeй стрaнe слoжилaсь трaдиция, кoгдa нaрoдныe избранники под Новый год «радуют» бухгалтеров предприятий . Не станет исключением и 2018-й: с 1 января в Украине вступают в силу изменения в закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Он приводит наше законодательство в соответствии с европейским. И чтобы не анализировать документ впопыхах на новогодних выходных, лучше сделать это загодя и вникнуть в самые важные нюансы. Их семь.
1. Учетная политика
Законодатель внес изменения в определение «учетной политики». В новой редакции она трактуется как совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием, не только для составления и представления финансовой отчетности, но и для ведения бухгалтерского учета.
Согласно закону, бухгалтерский учет является обязательным для предприятия, поскольку все виды отчетности, которые используют денежный измеритель, основываются на его данных.
Соответственно, с 2018 года все юридические лица будут обязаны формировать и утверждать учетную политику. Так как физические лица-предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет, данное изменение их не коснется.
2. Новые термины
Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности пополнился новыми терминами. В статье 1 появятся «доходы» и «расходы». Расходами будут считать уменьшение экономических выгод в виде уменьшения активов или увеличения обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками).
Доходами признается увеличение экономических выгод в виде увеличения активов или уменьшения обязательств, которое приводит к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов собственников).
В целом эти определения являются похожими на те, что прописаны в Национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета 15 и 16 соответственно, исключая приписку об уменьшении (увеличении) экономических выгод. Однако на порядок трактовки и признания доходов и расходов скорее всего это не повлияет.
Также появляется «чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» — это доход, который определяется путем вычитания из дохода от реализации продукции, товаров, работ и услуг (в т.ч. платежей от аренды объектов инвестиционной недвижимости) предоставленных скидок, стоимости возвращенных ранее проданных товаров, доходов, которые по договорам принадлежат комитентам (принципала и т.п.), а также налогов и сборов. Данное определение будет использоваться как один из критериев определения «весовой» категории предприятия.
Предприятиями, представляющими общественный интерес, будут считаться предприятия-эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям) и предприятия, которые в соответствии с настоящим законом принадлежат к крупным предприятиям.
В обновленной редакции статьи 8 закона отмечается, что данное предприятие обязано создать бухгалтерскую службу (в состав которой входят не менее двух человек) во главе с главным бухгалтером, который должен иметь полное высшее экономическое образование, стаж работы в сфере финансов, бухгалтерского учета и налогообложения не менее трех лет, не иметь непогашенную или неснятую судимости за совершение преступления против собственности и в сфере хозяйственной деятельности.
Соответственно, предприятия, представляющие общественный интерес, не имеют права организовывать ведение бухгалтерского учета на договорных началах с другой фирмой.
А вот состав статей и показателей финансовой отчетности и ее элементов, подлежащих раскрытию, будет охватываться понятием «таксономия финансовой отчетности». Сам термин подразумевает под собой систематизацию показателей финансовой отчетности для подачи контролирующему органу в электронном виде и коснётся только тех предприятий, которые составляют финансовую отчетность по МСФО. Таксономию будет утверждать Минфин, а первым отчетным периодом, за который данные предприятия будут подавать финансовую отчетность на основании таксономии, является 2019 год.
3. Минус три принципа
Претерпят количественные изменения принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Из их состава исключат осмотрительность, историческую (фактическую) себестоимость и периодичность.
Также теперь будет оговорка о том, что предприятия имеют право использовать другие принципы, определенные в международных стандартах, национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета и национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета в государственном секторе (в зависимости от того, какие стандарты используются предприятием).
Таким образом, принципов станет 7. При этом вышеприведенные принципы не были исключены из НП(С)БУ №1 «Общие требования к финансовой отчетности». Поэтому предприятия, которые при ведении бухгалтерского учета, ориентируются на национальные стандарты, могут и дальше использовать все 10 принципов.
4. На недостатки — сквозь пальцы
Меняются последствия незначительных недостатков первичных документов. Статья 9 закона дополняется абзацем 8, в котором отмечается, что незначительные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что они не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции. И содержат сведения о: дате ее составления, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции и тому подобное.
Права и обязанности сторон, возникающие по результатам осуществления хозяйственной операции, оформленной первичным документом в соответствии с требованиями настоящего Закона, не зависит от факта отражения ее в регистрах и на счетах бухгалтерского учета.
Несмотря на то, что закон либерализировал отношение законодателя к недостаткам первичных документов, трудно сказать какие именно критерии «незначительности» будут использоваться контролирующими органами и какие еще сведения мы можем отнести к числу «тому подобное».
5. Микро-критерии
В статье 2 закона законодатель прописал критерии отнесения предприятий к микропредприятиям, малым, средним и крупным.
Критерии классификации предприятий
|
Балансовая стоимость активов |
Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) |
Среднее количество работников |
Микропредприятия |
до 350 тыс. евро |
до 700 тыс. евро |
до 10 человек |
Малое |
до 4 млн. евро |
до 8 млн. евро |
до 50 человек |
Среднее |
до 20 млн. евро |
до 40 млн. евро |
до 250 человек |
Крупное |
более 20 млн. евро |
более 40 мл. евро |
более 250 человек |
Для отнесения предприятия к определенной категории нужно, чтобы оно соответствовало по меньшей мере двум из приведенных критериев.
При определении соответствия критериям, указанным в евро, будет применяется официальный курс гривны относительно иностранных валют (средний за период), рассчитанный на основании курсов Национального банка, которые устанавливались для евро в течение соответствующего года.
Также при классификации необходимо будет учитывать 4 особенности:
- результаты деятельности за год для определения соответствия критерию теперь будут определяться не в сумме дохода от любого вида деятельности (ст. 55 ХКУ), а в сумме чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг), порядок определения которого был прописан законом;
- новообразованные предприятия будут определять соответствие критериям по итогам своей деятельности за первый год;
- используя критерий среднего количества работников согласно закону, нужно обратить внимание на приписку «до» (в ХКУ используется приписка «не превышает»). Соответственно, если предприятие относится к микро-, его среднее количество работников не должно превышать 9 человек, если к малому — 49 человек, если к среднему — 249 человек и если к крупному — 250 и больше.
6. Больше специалистов
Перечень лиц, имеющих возможность предоставлять услуги по ведению бухгалтерского учета, расширяется. В статье 8 закона расширяется перечень организационных форм для ведения бухгалтерского учета. Если раньше в законе ведение бухгалтерского учета на договорных началах предполагалось частным предпринимателем, централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой, то с января 2018 году к этому перечню будут добавлены предприятия и самозанятые лица, осуществляющие деятельность в сфере бухгалтерского учета.
Это позволит исправить несправедливость по отношению к юридическим лицам, которые предоставляют бухгалтерские услуги на договорной основе и, при этом, не являются аудиторскими фирмами (не имеют лицензий на осуществление аудиторской деятельности в Украине). На сегодня предоставление бухгалтерских услуг такими юридическими лицами не запрещено и лицензии не требует.
Согласно статье 11 обновленного закона, в случае, когда бухгалтерский учет компании ведется предприятием, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудита, тогда финансовую отчетность должен будет подписывать не только руководитель предприятия или уполномоченное лицо, но также и руководитель аудиторской компании или уполномоченное им лицо. При этом ответственность последнего определяется законом и договором о предоставлении бухгалтерских услуг.
7. Без секретов
Финансовая отчетность уже не будет конфиденциальной информацией. Меняется статья 14 Закона. Предприятия будут обязаны подать копию финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по запросу юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном законом «О доступе к публичной информации». То есть, при получении запроса на предоставление финансовой отчетности предприятие должно в 5-дневный срок предоставить все сведения (п. 1 ст. 20 закона «О доступе к публичной информации).
Кроме этого, по требованию пользователей показатели финансовой отчетности должны будут дополнительно переведены в иностранную валюту (ст. 5 закона).
С отсрочкой в год
Но не все изменения, предусмотренные принятым законом №2164-VIII, наступят с нового 2018 года. Части изменений придется подождать еще год. По Переходным нормы о представлении и публикации финансовой отчетности (абз. 6, 7 п. 12 раздела I) вступают в силу с 1 января 2019 года.
Именно через год перечень предприятий, которые должны обнародовать свою финансовую отчетность, расширится за счет:
- крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг и средними предприятиями, которые должны будут обнародовать отчетность не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме);
- других финансовых учреждений, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям — не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме).