wordpress themes.

Приватизация Нафтогаза и Укрпочты – Сенниченко рассказал, какие госкомпании нужно продать | ubr.ua

Гoссoбствeннoсть мaссoвo сдaют в чeрную aрeнду – пo плoщaди этo примeрнo 200 «Oлимпийскиx», – глaвa ФГИ

Нa этoй плeнaрнoй нeдeлe в Вeрxoвнoй Рaдe, кoтoрaя прoйдeт с 14 по 17 декабря, депутаты должны одобрить заявление об отставке главы Фонда госимущества Украины (ФГИ) Дмитрия Сенниченко. Но приватизация госсобственности, активно начатая именно во время его руководства, после этого не должна оборваться, считает действующий глава ФГИ.

Если в первой части интервью Сенниченко рассказал UBR.ua об актуальных вопросах распродажи госактивов, а именно о конфликтах с олигархами за объекты «Большой приватизации», то в продолжении беседы глава ФГИ обрисовал свое видение будущего приватизационной кампании.

Фонд госимущества объяснил ошибки в автоматической оценке земли

Что препятствует более активной приватизации, какие госактивы пойдут на продажу следующими, нужно ли продать «Нафтогаз» и «Укрпочту», а также что будет с ФГИ после ухода Дмитрия Сенниченко – читайте ниже.

Приватизация Нафтогаза и Укрпочты – Сенниченко рассказал, какие госкомпании нужно продать - фото 2

Глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко

Какие ГП пойдут на приватизацию

Вы отмечали, что ФГИ самостоятельно ищет среди госактивов подходящие для приватизации, предлагает государству передать их в управление Фонда, но при этом часто получали отказ. Могли бы назвать конкретные активы в госсобственности, которые не переданы в Фонд, но вы считаете, что их нужно приватизировать?

Мы действительно регулярно пишем письма в разные министерства и агентства с конкретными предложениями по передаче активов, но и регулярно получаем отказы. Якобы эти активы очень нужны для какой-то хозяйственной деятельности. 

Но зачем министерству управлять, например, отелем «Моряк» площадью 7 тыс. кв. м на Черном море? 

Зачем Государственной миграционной службе административное здание на 30 тыс. кв. м, которое не используется, и на котором висит 16 млн грн налоговых задолженностей? Или зачем ГФС управлять горнолыжным курортом?

Всего в госсобственности 280 домов отдыха и рекреационных комплексов

Также непонятно, зачем государству сгоревшее здание, которое 15 лет простояло закрытое рекламным баннером на углу Большой Васильковской и Саксаганского? На следующем перекрестке уже построена высотка – если этот дом передать на приватизацию, то, поверьте, государство получит миллиарды за этот «пятачок», а инвестор создаст там добавленную стоимость.

В Киеве пытались незаконно приватизировать «ничейную» землю за 4,2 млрд грн, – СБУ

Или отель «Козацкий». Пока я не пошел к президенту, и он не позвонил, уже сейчас бывшему, министру обороны, этот отель никак не двигался к приватизации. И даже сейчас с того момента прошло уже 3 месяца, а «Козацкий» до сих пор не передали в Фонд.

Всего в госсобственности 280 домов отдыха и рекреационных комплексов. Мы спрашиваем, зачем накапливать убытки по этим активам? Это же туристический бизнес, отельная инфраструктура. Сейчас же эти и другие непрофильные для государства объекты являются источником коррупции для Украины.

В 2020 году суммарный финансовый результат государственных компаний 50 млрд грн убытков. НАБУ ведет расследование по коррупционным преступлениям в госпредприятиях (ГП) на сумму 80 млрд грн убытков. 

Мы провели аудит около 9% государственных объектов недвижимости. 15% из них сдаются в «черную» аренду. По площади это 200 стадионов «Олимпийских». 

Какие еще нужны аргументы, чтобы согласиться передать все эти нестратегические активы на приватизацию? Никаких, кроме того, что есть желание ими управлять и пользоваться коррупционной рентой.

Каждое пятое госпредприятие убыточное

Можете назвать госактивы, которые следующими попадут на «Большую приватизацию»?

Это зависит уже не от Фонда, а от политической воли Верховной Рады и Кабмина. Какое госпредприятие будет определено стратегически важным, а какое  нет. 

На бумаге есть около 3 тыс. разных госпредприятий, которыми управляют 96 госорганов. Каждое пятое из этих предприятий  убыточное. Ответственно говорю, что одну треть следует отложить в сторону – это активы, которые можно только похоронить, они непродаваемые, подлежат ликвидации, банкротству. 

Следующая группа – 560 государственных предприятий, которые остались на аннексированной территории в Крыму и зоне АТО. 

По оставшимся госпредприятиям на сегодняшний день нет политического решения. В комитете экономической политики уже не первый месяц лежит , которым должны утвердить перечень предприятий, не подлежащих приватизации.

Долги за коммуналку могут привести к повальной приватизации энергокомпаний, – эксперт

Мы обращаемся к депутатам, и конкретно к главе подкомитета по вопросам регулирования публичных закупок и эффективного управления государственным и коммунальным имуществом комитета Рады по вопросам экономического развития Алексею Мовчану, чтобы они приняли ряд законопроектов, которые «зависли» у них в кабинетах с начала этого года.

В это время предприятия банкротятся, а государство уже недополучило миллиарды гривен.

Также важнейшим элементом продолжения успешной приватизации является инициатива Министерства экономики с триажем. Триаж (распределение «больных» предприятий на «здоровые») позволит государству наконец определиться какие предприятия стратегические и не могут быть переданы в частные руки, а какие должны быть приватизированы.

Я приветствую эту инициативу и надеюсь на ее поддержку всеми органами власти, так как здесь необходима консолидированная политическая воля.

Можно ли приватизировать Укрпочту и Нафтогаз

Как вы считаете, целесообразно ли отдавать на приватизацию государственные энергетические компании, такие как, например, «Укргаздобыча», «Нафтогаз», «Энергоатом»? 

Этот вопрос вы должны задавать как минимум премьер-министру – это должно быть политическое решение. У меня же есть свое мнение, как у специалиста с многолетним стажем работы в инвестиционном бизнесе, который понимает, какие трансформации проходили другие страны: колесо изобрели до нас.

В собственности государства должно быть минимальное количество предприятий

Если мы строим государство, которое устанавливает правила для бизнеса и получает прибыль от налогов, то в его собственности должно быть минимальное количество предприятий. Ведь основная цель государства – получать прибыль от их деятельности.

Группа Фирташа о приватизации ОГХК: «Это как продать квартиру, за которую судятся супруги»

Получение же прибыли исключительно через дивиденды, а не сбор налогов, приводит к неэффективности этих активов. К сожалению, часто у них изымают 50, а в отдельных случаях и 90% дивидендов – в результате у ГП нет средств на обновление, реинвестирование, и они просто приходят в упадок.

Поэтому, по моему мнению, практически все компании, которые имеют статус плательщика НДС, нужно приватизировать. Но есть несколько исключений.

Какие это исключения?

Во-первых, это природные монополии, когда регулятор никак не может обеспечить конкуренцию. Например, железнодорожные пути, газопровод. Ведь нет альтернативной «трубы». В них государство должно назначить профессиональный менеджмент, набсоветы, поставить задачу.

Второй класс предприятий – те, которые выполняют социальную функцию. Например, выгодно это или нет, в каждое село должна быть доставлена пенсия и газета.

Можно привлечь в Укрпочту частного инвестора

Эту роль исполняет «Укрпочта» – но у нее смешанная модель. Частично «Укрпочта» может и должна быть эффективной, выходить на рынки с высокой маржинальностью, например, на рынок доставки посылок. А убыточную часть бизнеса государство должно ей компенсировать. Скажем, почте Франции ежегодно доплачивают на социальные функции €180 млн. 

Поэтому полностью продавать «Укрпочту», наверное, нельзя. Но можно ли привлечь туда частного инвестора? Я думаю, что да. На какую долю? Это уже дискуссионный вопрос.

Можно оставить контрольный пакет в 51% акций государству. Либо оставить государству 25%, «золотую акцию», а частника, если он такой смелый, обязать исполнять социальную функцию, а также выплачивать дивиденды. При этом дать возможность перекрывать убытки от социальной функции за счет посылок и финуслуг.

Есть еще третий класс предприятий – это те, которые имеют уникальные технологии или доступ к уникальным ресурсам. Тут, я думаю, государство может все регулировать лицензированием, рентой на добычу. Если, например, государству нужно оставить часть добытой продукции внутри страны, то она может решить этот вопрос квотированием экспорта. 

А если все-таки говорить об энергетической отрасли – нужна ли, например, в госсобственности «Укргаздобыча»? К какому классу предприятий принадлежит эта компания?

Газодобыча не моя специфика. Но по логике государство должно выдавать лицензии на добычу и собирать ренту.

Большая приватизация госпредприятий настораживает украинцев – названа альтернатива

Также существует мировая практика разделения прибыли, когда государство предоставляет месторождение, но не инвестирует в оборудование, не занимается операционным менеджментом. При этом все, что частная компания оттуда добывает, должно быть пропорционально распределено между государством и этой компанией.

В собственность государства через суды мы вернули 2,5 тыс. га земли и еще 15 тыс. га в работе

Что будет с приватизацией после Сенниченко

Не является ли работа ФГИ свидетельством того, что государство может быть эффективным собственником в неменьшей степени, чем частная компания? Ведь Фонд, готовя ГП к приватизации, должен улучшить их эффективность. Отчитываясь о проделанной работе, вы указывали, что успешно справлялись с этой задачей. 

Мы действительно добились неплохих показателей. Увеличили дивиденды в бюджет от предприятий, которые находятся в нашем управлении, с 260 млн грн в 2020 году до 797 млн грн в 2021 – то есть в три раза. Мы снизили их убытки на 3 млрд грн, с 3,9 млрд грн в 2019 году до 0,9 млрд грн в 2021-м.

Также на миллиард гривен возрос уровень уплаты налогов. В собственность государства через суды мы вернули 2,5 тыс. га земли и еще 15 тыс. га сейчас находятся в процессе возврата. 

Но для этого потребовались чрезвычайные усилия – их не должно предпринимать государство. Я считаю, что это неправильно в долгосрочной перспективе. Бизнес все сделает лучше, а государство, по моему мнению, арбитр, а не игрок на футбольном поле. 

Во-вторых, то, что нам передается, просто находится в упадке, в очень низкой стартовой позиции.

Власти хотят пустить с молотка более 700 госпредприятий: новый список для приватизации

Когда украинская экономика и обычные украинцы почувствуют эффект от приватизации?

Общественностью результаты приватизации оцениваются по средствам, которые поступили от продажи предприятий. Но это неправильно. Продажа является только первым шагом.

Первоочередная цель приватизации – привлечение прямых инвестиций. Вторая – борьба с коррупцией. Ведь чем меньше государственных предприятий, тем меньше источников коррупции. 

Поэтому результаты приватизации каждый украинец ощутит в виде кумулятивного эффекта, когда ныне пребывающие в упадке госактивы заработают. Одна вложенная в приватизацию гривна дает мультипликатор дальнейших инвестиций в этот объект в 4-6 грн. 

Например, завод «Большевик». Туда нужно вложить десятки миллиардов гривен, чтобы там возник «город-сад». Это рабочие места, производство кирпича, стекла, заказ сервисов.

Деньги от приватизации идут на погашение внешних займов

Как вы относитесь к возможности перечисления части доходов от приватизации на президентский проект экономических паспортов? 

Средства, которые напрямую поступают от приватизации, можно использовать по-разному. В том числе на инициативу президента по созданию Фонда будущих поколений.

Сегодня бюджетным кодексом установлено, что доходы от приватизации не идут на расходы бюджета. Они идут на компенсацию внешних займов – от МВФ, ЕС, или на погашение процентов по выпущенным гособлигациям.

Отставка Сенниченко не связана с приватизацией «Большевика»: у Зеленского нет претензий к ФГИ

Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия заявил, что на следующей пленарной неделе, 14-17 декабря, Рада будет голосовать за вашу отставку. При этом выразил уверенность, что голосов «за» хватит. Может ли это означать, что власти уже нашли нового главу ФГИ? 

У меня нет сведений по поводу будущего руководителя Фонда. Но я передам ему всю необходимую информацию, буду способствовать тому, чтобы начатое нами дело реализовывалось.

У нас создана полностью готовая «машинка по перевариванию» непродуктивных госактивов в продуктивные

Может ли приватизационная кампания пойти под откос, если на должность придет человек, например, связанный с олигархическими группами? Насколько важна роль личности в разработанной вами системе?

Давайте не будем загадывать, а будем судить по результатам.

Скажу, что, хотя есть определенная, как говорится, роль личности в истории, но мы настроили все механизмы и процессы работы Фонда, разработали подробные инструкции, начиная от организации продаж и заканчивая правилами фотографирования объектов приватизации – у нас создана полностью готовая «машинка по перевариванию» непродуктивных госактивов в продуктивные.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.