Oблaвы, скидки и пeрeгибы: кaк рeстoрaны пeрeжили нeдeлю «красной» зоны
«Синдром вахтера» у персонала
В первый же день «красной» зоны общепиты вывесили на своих страницах в соцсетях новые правила работы. Многих пользователей новации вывели из себя – посыпались обвинения в сегрегации, пожелания разориться и т.д. Поэтому неудивительно, что многие заведения предпочли не терять клиентуру, чтобы выжить и избежать народного гнева.
В результате, как правило, если в одном месте гостя «завернули», ему вполне можно пойти в соседнее – к конкурентам.
В Украине утвердили форму справки о противопоказаниях к вакцинации
Тем не менее нашлись и чересчур уж сознательные рестораторы, которые отказывали в обслуживании даже при наличии одной прививки от коронавируса или же просто в грубой форме «посылали» клиентов без сертификатов.
«Очевидно, в стремлении следовать требованиям государства, которое в период пандемии так старалось помочь бизнесу, многие просто перегибают палку. Отсюда и «синдром вахтера» у персонала. Но хочу написать о хорошем: один ресторатор, Максим Храмов, в ресторане Pastateca не посылает гостей без сертификатов вон. Он предлагает им взять еду навынос с 20% скидкой. Гениальное, на мой взгляд решение, когда и все законы соблюдены, и люди не обижены», – рассказывает соучредитель Национальной ресторанной ассоциации Украины Ольга Насонова
Ресторанный бунт против ковидных ограничений: не хотят проверять прививки и берут расписки
По ее мнению, пройти кризисное время сейчас поможет именно доброе отношение и стремление удержать любых гостей.
Ждут облав
Так или иначе, говорят эксперты, по факту многие рестораны не заполнены даже наполовину.
«С магазинами и торговыми центрами – та же история: потоков покупателей не наблюдается. Даже те, кто имеет все сертификаты, «задалбываются» по всем магазинам их показывать. Шопинг уже не тот», – подмечает Насонова
Требовать сертификаты о вакцинации у посетителей общепита не имеют права, – юрист
По наблюдениям эксперта, при полном игнорировании «краснозонного постановления» – людей и в ресторанах, и в ТЦ значительно больше. Впрочем, как и в метро, что сразу сказалось на уменьшении пробок в городе.
Если красная зона будет именно такой – мягкой – и рестораны, и магазины уже через неделю вернутся к нормальным своим оборотам. Но это в том случае, отмечают эксперты, если не начнутся облавы.
Несговорчивые арендодатели
По подсчетам совладельца более двух десятков ресторанов Игоря Сухомлина, выручки заведений после объявления «красной зоны» упали на 30-70%. При этом некоторые рестораторы надеются, что этот тренд на первых 8-9 дней, а потом ситуация выровняется. Так ли это, покажет уже нынешняя неделя.
Рынок аренды в Украине: кто и почем сдает недвижимость в разных городах
Одновременно с этим, отмечает Сухомлин, среди арендодателей полностью проявились абсолютно бесперспективные партнеры, которые говорят, что «красная» зона – не локдаун, и не дают ни копейки скидки на сложный период, поскольку заведения могут работать. Тратить время на таких ресторатор не советует.
Что пишут посетители ресторанов
Клиенты ресторанов, в свою очередь, подтверждают, что сертификатам в общепитах интересуются редко.
«Я сегодня забегал перекусить, сертификатом даже не поинтересовались. Заполняемость около 50% в 14.30. Это в спальном районе посреди нигде», – пишет Борис Карпусенко.
Посещаемость ресторанов в Киеве упала на 50-70%. Они повально закрываются, – эксперт
Немало посетителей стали отмечать и в заведениях, которые располагаются в торговых центрах.
«Были на выходных в ресторане в ТЦ. Я бы даже сказала, что народа больше, чем обычно. Сертификатом вяло, но поинтересовались, пригрозили, что сейчас придут температуру мерять, но не пришли», – отмечает Надежда Трикоз.
В то же время, отмечают эксперты, согласно опросам, 90% посетителей ресторанов, которых не пустили в зал без сертификата нужного образца, не будут больше приходить в это заведение. Остальные все же вернутся, когда сделают все прививки, или уйдет «красная» зона. Но даже те, у кого есть все «ксивы», не испытывают восторга при проверке документов в ресторане.