wordpress themes.

Как появились «хрущевки»

Квaртиры в xрущeвкax «прoслaвились» свoими крoxoтными куxнями, низкими пoтoлкaми и тoнкими стенами. Многие думают, что что знаменитые пятиэтажки — изобретение советских архитекторов. Однако, как выяснили журналисты ProfiDom.com.ua, это совсем не так.

Можно сказать, что «родители» хрущевок, появились еще в начале 20-го века в Нью-Йорке.

Типовые сборные дома появились впервые более 100 лет назад, в далеком 1910 году, в пригороде Нью-Йорка. При их строительстве, применялись крупные детали, выполненные из армированного бетона. Такие эксперименты до двадцатых годов XX века, время от времени, проводили в разных странах мира.

После Первой мировой войны, спрос на дома, которые можно построить очень быстро, резко вырос. В двадцатых годах в Европе стали застраивать первые кварталы, полностью состоящие из простых сборных типовых домов. В Амстердаме в 1921 году, благодаря стараниям архитектора Мартина Вагнера, была создана так называемая «Бетонная деревня». Этот же архитектор в 1926 году возводит подобное типовое здание в Германии.

Но, впереди планеты всей в этот раз была Франция, и все, благодаря архитектору Ле Корбюзье. В 1925 году им была представлена на Международной выставке некая «жилая единица многоквартирного дома». Ее можно назвать настоящий «прабабушкой» советской хрущевки, правда, квартирка была двухуровневая. Но, — такая же тесная, как и советские «внуки». Прошло более 20 лет, и только в 1947 году французы стали застраивать районы такими зданиями. Поэтому, для быстрой застройки в Советском Союзе использовали опыт, именно, французских архитекторов и строителей.

Сборное жилье пытались строить в СССР еще во времена Сталина. Например, можно вспомнить так называемый «Ажурный дом».

Он был возведен 1940 году архитекторами Буровым и Блохиным и располагался на Ленинградском проспекте в Москве. При его строительстве использовали крупные бетонные блоки. Конечно, это была не привычная сегодня хрущевка, поскольку квартиры имели высокие потолки (3,2 метра), а фасад радовал красивыми рельефами и балконами с ажурными решетками. Что было «хрущевского», так это — очень маленькие кухни и совмещенные санузлы.

Кстати, Буров планировал, что жильцы не будут использовать кухни для приготовления пищи, а стану заказывать ее в расположенном на первом этаже кафе. Но этот американский опыт не прижился. «Ажурный дом» хотели сделать типовым, однако разразившаяся война с фашистской Германией помешала этим планам реализоваться.

После войны эксперименты в этой области продолжались. Архитекторы старательно придумывали типовое жилье, которое можно было бы построить повсеместно. В 1950 году в Москве на Хорошевском шоссе был возведен по каркасно-панельной технологии дом, проект Посохина и Мндоянца. Инженером этого нереализованного проекта стал Виталий Лагутенко.

При строительстве здания в первый раз были использованы панели со стыками открытого типа. Прямо на стройплощадке устанавливали специальные формы, в которых делали каркас дома. Все это должно было значительно ускорить процесс строительства. Нельзя сказать, что дом был некрасив — для маскировки швов между панелями использовались пилястры, а пространство под окнами украшали гирлянды. Внешне, это выглядело весьма привлекательно и достаточно стильно. Собственно, внешний вид и не дал таким домам появиться во всех районах Москвы, так как в 1953 году Хрущев выпустил строгое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Идея о «размножении» дома провалилась.

Но, возводить массовое недорогое жилье было нужно, поскольку жилья не хватало. Группа архитектора Остермана построила различные вариации панельных домов в районе знаменитых, в свое врем, Черемушек. Дома имели четыре или пять этажей, крыша у некоторых покрыта черепицей, а у других шифером. Общими были только небольшие размеры и недорогое строительство.

В дальнейшем, проекты были доработаны, и наступила пора тиражных серий. Самый первой настоящей хрущевкой стал дом, сданный в 1957 году по адресу Гримау, 16, имеющий 4 этажа. Уникально-маленькие кухни (площадь 4, 7 м кв) и потолки 2, 6 метров — вот каким он был. Когда утверждалось окончательная версия, был добавлен пятый этаж. Считалось, что на такую высоту каждый житель города может легко подняться без лифта. Во дворах было много зелени, расставлены беседки, фонтаны, вымощены дорожки. В дальнейшем, такого уже не было.

А Виталий Лагутенко продолжал работать над проектами панельных домов, и первым реализованным вариантом стала серия К-7. По сути, это копия французских панельных домов в пять этажей. Такие хрущевки и поныне стоят во многих городах. На то время, это был настоящий прорыв. Дом можно было построить всего за 12 дней. Совершенно неинтересный внешне пятиэтажный домик с маленькими квартирами и тонкими стенами, зато, спрос на жилье был частично удовлетворен. В 1966 году хрущевки сменили так называемые «брежневки». Они были чуть уютнее и комфортнее.

Борьба за лучший народный дом продолжалось. Архитектор Борис Иофан предложил проект, который был, даже, более экономичен, чем серия К-7 без балкона от Лагутенко. Иофан предложил использовать специальный пластик повышенной прочности. Да, все из пластика, даже полы и потолки. Про шумоизоляцию и речь не шла.

Коллеги поддержали Иофана и предложили делать такие дома одноэтажными. Итак, что же такое пластиковый дом: это общая площадь 49 м квадратных и очень большое окно для пропускания света, чтобы экономить электроэнергию. Стены дома имели толщину 14 сантиметров. Странная постройка, зато возвести ее можно было всего за 850 тогдашних советских рублей. Один такой дом был построен в Ленинграде. И, конечно же, не оправдал ожиданий (возможно, в Бразилии бы и прижился) и был снесен через два года после возведения.

Источник

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.