Битвa зa бюджeтный кoмитeт и «вeликий кoмбинaтoр» Труxин
В СМИ пoявилaсь инфoрмaция o тoм, что член бюджетного комитета Верховной Рады Александр Трухин готовит революцию и хочет сместить с поста его главу Юрия Аристова. Депутат организовал тайную встречу народных избранников, на которой обсуждал не только отставку Аристова, но и шантаж главы Минфина, а также Офисом президента. В политических кругах поговаривают, что усилия господина Трухина направлены исключительно на реализацию мечты занять место главы бюджетного комитета и тем самым заложить прочную основу для стремительной карьеры в сфере государственных финансов. Для оценки его карьерных перспектив достаточно оценить сомнительные инициативы и голосования по расходной части бюджета, а главное – популистские и нереалистичные «усилия» по наполнению его доходной части.
Станок к бою
Господин Трухин попытался положить в свою репутационную копилочку факт наполнения бюджета на немалые дополнительные 10 млрд гривен (которые потом можно щедрой рукой распределить в другие полезные для реноме или семейного бюджета проекты). Для этого он бесхитростно выдвинул идею… заставить Нацбанк просто напечатать дополнительные миллиарды. При подготовке бюджета на текущий год народные избранники при активной поддержке члена бюджетного комитета Трухина внесли весьма скандальную правку: пытались обязать Нацбанк перечислить в бюджет на 10 млрд гривен больше, чем тот планировал, основываясь на реальных результатах своей работы. То есть 43 млрд вместо 33.
«Позиция Нацбанка в этом вопросе остается неизменной: по закону мы можем перечислить в бюджет исключительно ту сумму, которая получится в результате подтверждения нашими аудиторами. Предварительно эта сумма была заявлена 22,6 млрд гривен», — заявил тогда глава НБУ Кирилл Шевченко. Он добавил, что согласно прогнозу Нацбанка, по итогам 2020 года сумма составит 21,6 млрд, не хватит даже на 33, указанные в законе, а допечатывать до 43, которых захотелось Трухину с товарищами, НБУ .
По факту Нацбанк перечислил в 2021 году в госбюджет 24,43 млрд грн прибыли — что на 8,6 млрд гривен меньше от установленого законом о госбюджете-2021 (33 млрд грн). В конечном итоге заставить НБУ включить печатный станок и удовлетворить «хотелки» некоторых членов бюджетного комитета не удалось.
Еще одной идеей Александра Трухина было создание некоего спецфонда, на который решили зачислять плату за лицензии на азартные игры и проведение лотерей. Тратить деньги из фонда обещали только на спорт, культуру, медицину, образование и науку.
В итоге правки были проголосованы, Минфин пообещал за деньги фонда компенсировать обществу негативные последствия от азартных игр. Однако в итоге оказалось, что частично средства будут тратиться не на медицину, спорт и образование, а пойдут в местные бюджеты, на территории которых расположены казино и залы игровых автоматов. Среди таинственных и коррупция-friendy формулировок вроде выделения 3 млрд гривен на создание при МКИП Фонда развития учреждений общегосударственного значения есть и пункты понятнее – к примеру отдать 1 млрд грн на развитие аэропортной инфраструктуры.
И вот тут проясняется многоходовочка. Александр Трухин выдвигает инициативу – выделить на проектирование и строительство аэродрома международного аэропорта «Днепропетровск» 1,5 млрд грн. Сперва хотел 2,5 млрд, но в конечном итоге смог пробить только 1,4. Очевидно, исключительно благодаря своим усилиям по формированию спецфонда с деньгами от лотерей и нужному пункту расходов в нем. Вовремя пролоббированному.
Разумеется, полтора миллиарда не хватит на строительство аэродрома – общий бюджет проекта составляет 11,8 млрд, которые выделят до 2024 года.
Получателями государственной помощи в рамках проекта строительства выступают Укринфрапроект, ГП «Финансирование инфраструктурных проектов» и ООО «МА «Днепропетровск». 7 февраля Мининфраструктуры договор на строительство нового аэродромного комплекса в Днепре на 3,95 млрд грн. Генпорядчик — ООО «Альтис-Констракшн». Бенефициар компании — Александр Глимбовский, тесть небезызвестного экс-главы Государственной фискальной службы Романа Насирова.
В мае нынешнего года Антимонопольный комитет приостановил стройку в Днепре. «Поскольку Укринфрапроект и ГП «Финансирование инфраструктурных проектов» не избирались по конкурентной процедуре, нельзя утверждать, что предоставленная им экономическая выгода была бы доступной при обычных условиях. Поэтому у Комитета есть основания полагать, что данная финансовая поддержка могла существенно повлиять на конкуренцию в регионе», – отметили в АМКУ.
Эксперты же говорят о другом: масштаб разворовывания государственных денег перешел все границы, и Киев не мог на это спокойно смотреть. Какие суммы «за усердие» в продвижении выделения средств на аэродром из госбюджета осели в карманах Александра Трухина – можно только догадываться.
Кто заплатит за банкет?
В вопросах наполнения бюджета (чтобы было что распределять под сомнительные схемы) Александр Трухин тверд и решителен. Так, он был инициатором любой ценой «выжать» из государственных и коммунальных предприятий и их объединений дополнительно 4,2 млрд грн доходов в бюджет. Любой ценой – это означает лишь то, что рассчитаются за «хотелки» отдельных депутатов работники предприятий, не дождавшиеся повышения зарплат и хоть какой-то соцзащиты.
Еще одно принятое в итоге предложение Александра Трухина – брать плату за проезд по автомобильным дорогам негабаритных транспортных средств. Все бы ничего, но негабаритный транспорт – это грузовой транспорт, и потраченные на дополнительный налог средства в итоге лягут на конечного потребителя, то есть на нас с вами.
Следующее начинание господина Трухина, за которое мы скажем ему «спасибо» – дополнительный сбор на операции по купле-продаже недвижимого имущества.
Были, конечно, и другие меры по наполнению бюджета, которые «аукнутся» населению. Но на войне все средства хороши, ведь в конечном итоге потрудившийся на ниве пополнения бюджета Александр Николаевич пролоббировал увеличение расходов на государственные капитальные вложения по реализации инвестпроектов на 2,8 миллиарда гривен. Общие расходы на капитальные вложения в итоге выросли до 4 млрд грн, на которые 36 государственных инвестиционных проектов. При этом 65% средств, то есть 2,5 млрд грн, направляются на проекты в медицинской сфере. Общая сумма расходов в сравнении с прошлым годом выросла в 3,5 раза. Часть проектов была начата еще при предыдущей власти, а часть – начата недавно. Из них относится к медицине, спорту и инфаструктуре, к которым проявляет сейчас нешуточный интерес Александр Трухин, пять. На общую сумму в 752 млн грн. Среди них реконструкция части корпусов Института кардиологии им. Н.Д. Стражеско, реконструкция помещений и корпусов Института сердца, реконструкция корпуса в Институте педиатрии и акушерства, ремонт в «Феофании», НАУ и олимпийском центре «Конча-Заспа».
Часть из проектов, на которые направлены средства благодаря стараниям господина Трухина, уже увязли в дрязгах со Счетной палатой, которая определила при аудите нерациональное расходование госсредств или же недостаточное усердие при их освоении. В переводе на обычный язык, вместо оперативного воплощения в жизнь инвестиционных проектов средства «прокручивают». Коррупционную составляющую, увы, тоже никто не отменял. Резкое увеличение вливания денег в тот или иной проект в нашей стране, как правило, связано с чьей-либо личной заинтересованности в данном проекте. И интерес тут может быть весьма долгосрочный, поскольку инвестпроекты финансируются несколько лет подряд, а значит, деньги будут течь рекой и в следующем году.
Одним словом, Александру Трухину определенно есть, в чем оправдаться перед избравшими его в народные депутаты гражданами. Достоин ли наш герой руководить одним из самых важных комитетов Верховной Рады? Непростой ответ на простой вопрос.