«Пoрa зaдaвaть пaртнeрaм нeудoбныe вoпрoсы», – зaмглaвы кoмитeтa Рaды oб «унизитeльныx» квoтax EС
Пoслe Рeвoлюции дoстoинствa Укрaинa в турбoрeжимe пoдписaлa с Евросоюзом Соглашение об ассоциации. Главным образом Киев ставил акцент на его политической части, закрыв глаза на многие аспекты экономической. Сейчас как раз пришло время пересмотреть последнюю, так как украинская сторона пребывает сегодня в, мягко говоря, унизительной позиции.
В Верховной Раде (ВР) все чаще говорят о пересмотре экономической программы. За это выступают многие народные избранники. Среди которых – и народный депутат, замглавы парламентского комитета по экономическим вопросам Дмитрий Кисилевский. Об этом и многом другом он рассказал нам в интервью.
Евросоюз раскололся в вопросе реагирования на подорожание газа
Нардеп, замглавы комитета ВР по экономическим вопросам Дмитрий Кисилевский
Кабмину пора задавать иностранным партнерам неудобные вопросы
Разговоры среди топ-чиновников о том, что Украина должна пересмотреть экономическую часть ассоциации с ЕС ходят давно. На каких бы главных причинах Вы акцентировали бы особенно?
Экономическая часть ассоциации с ЕС является для Украины невыгодной и требует пересмотра. В документе прописано, что через пять лет после вступления его в силу страна имеет право начать процесс пересмотра соглашения.
И тут Кабмину «сам бог велел» заняться пересмотром экономического блока ассоциации, задавая иностранным партнерам неудобные вопросы.
У нас есть мизерные квоты на разные виды украинских товаров. По некоторым позициям Украина использует их за месяц. И это откровенно унизительно. У нас есть рудиментарные тарифные ограничения по ряду промышленных товаров.
Плюс ко всему в ЕС существуют пошлины на продукцию украинской металлургии, а это крупная доля нашего экспорта в Евросоюз. Что же касается разрешений на автоперевозки, то это вообще «притча во языцех».
Каждый ноябрь-декабрь – длиннейшие очереди на украинских границах. Хотя даже Соглашение об ассоциации утверждает, что не могут ухудшаться условия по транспортным перевозкам, но тем не менее наши соседи, в том числе и Польша, идут на эти ухудшения.
И Украина должна задавать все эти вопросы в рамках консультации с Евросоюзом, почему так. Еще один интересный момент – публичные закупки: посол ЕС разрешает себе, не побоюсь этого слова, делать достаточно хамские заявления насчет того, что Украина должна забыть о законопроекте о локализации.
У нас продолжается хронический дефицит торгового баланса со странами ЕС
Извините, но я считаю, что народные депутаты сами решат, о чем им нужно забывать, а о чем помнить. Мы – представители граждан Украины, а не посол Евросоюза. Со всем к нему уважением. Мы сами решим, что нам лучше для развития.
США и ЕС договорились заменить стальные пошлины на квоты
Такие заявления недопустимы, о чем я сам публично неоднократно говорил. Но мы должны понимать цифры: в ЕС проникновение импорта в публичные закупки составляет около 8%, а в Украине – почти 40%.
И когда Украина говорит о постепенном внедрении локализации для сокращения импорта в публичных закупках, как это в Евросоюзе, США и в других цивилизованных странах, то нам почему-то отвечают, что мы этого делать не должны.
Мы также обязаны осознавать то, что у нас продолжается хронический дефицит торгового баланса со странами ЕС: европейцы поставляют нам товаров больше, чем мы – к ним.
И хотя сейчас Евросоюз является нашим крупнейшим торговым партнером, то в основном из-за того, что у нас сократилась доля Таможенного союза. И мы не смогли целиком компенсировать эти потери от увеличения торговли с Евросоюзом.
Киев подписал невыгодный документ с экономической точки зрения
На уровне экономического комитета Рады по этим вопросам уже провели специальные слушания и подготовили соответствующие рекомендации. На днях их уже должны утвердить и направить в Кабмин, чтобы он мог учесть позиции нашего бизнеса и нардепов в переговорах с ЕС.
Зеленский подписал закон об индустриальных парках: что он предусматривает
Но я подчеркиваю, что являюсь сторонником именно политической части евроинтеграции Украины, что даже прописано в Конституции.
Но когда мы подписывали политическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС, то тогда она была для Украины важнее. И экономической части посвящали не так много внимания, как стоило бы. Поэтому Киев и подписал невыгодный документ с экономической точки зрения.
Лично Вы в последнее время говорите о важности внедрения в Украине индустриальных парков. Могли бы пояснить детальнее, как это будет работать?
На сегодняшний день среди глав объединенных территориальных общин (ОТО, укр. ОТГ) и мэров крупных городов имеется крупный интерес к индустриальным паркам. Они видят в них возможность получить от государства какие-то инструменты, чтобы на своей же территории активизировать экономическую деятельность.
Возьмем, например, мэра крупного города (Днепр, Харьков или Львов) и главу ОТГ. Они понимают, что государство дает им возможность получить бюджетную компенсацию на подводку инфраструктуры к территориям, которые они определят как приоритетные для развития.
Государство дает им возможность предложить инвесторам, которые внедрят там производство, компенсацию по подключению к сетям внутри парка. Плюс – компенсацию процентных ставок по кредитам. Это предусматривает одобренный Радой законопроект №. Президент его уже подписал.
Параллельно есть еще два законопроекта, которые с упомянутым «идут в пакете». Они содержат налоговые и таможенные стимулы для индустриальных парков: освобождение от импортной пошлины, импортного НДС и возможность не платить налог на доходы на протяжении 10 лет.
Мы также предоставляем органам местного самоуправления право предоставлять льготы по местным налогам для инвесторов. При этом громада понимает, что там будет легальная занятость и то, что налоги в местные бюджеты будут платиться.
Один гектар индустриального парка при полноценной загрузке создает около 50 рабочих мест
Иными словами, громада получит от государства инструменты, благодаря которым сама же сможет наполнять местный бюджет. То есть, это налог на доходы физлиц (НДФЛ) из официальных зарплат. Согласно статистике, один гектар индустриального парка при полноценной загрузке создает около 50 рабочих мест.
Зеленский подписал закон об индустриальных парках: что он предусматривает
Мэр или глава ОТГ считает: у него есть участок на 60 га, который он видит как будущий индустриальный парк, а это приблизительно 3 тыс. рабочих мест. Далее они считают, какой объем НДФЛ соберут, если смогут загрузить парк производством.
Речь идет о существенных поступлениях в местные бюджеты. И как только эта конструкция начинает работать, мы получаем в борьбе за инвестиции крайне серьезных союзников: мэров и глав ОТГ, которые пребывают на месте и могут «за ручку водить» инвесторов. Как украинских, так и иностранных.
А бороться действительно есть за что. Например, в Венгрии 30% ВВП формируются именно посредством индустриальных парков. И Турция также, в принципе, построила свою промышленность именно на них.
Касательно довольно узкой и специфической – и на первый взгляд незначительной – темы металлолома. Вы выступаете за ограничения на его экспорт. Говорите, что государству продажи металлолома за границу невыгодны.
Вопрос металлолома в Украине – проблема металлургии как фундаментальной отрасли нашей экономики, которая обеспечивает 10-12% ВВП. И – четвертую-пятую часть всего товарного экспорта. И если металлургию что-то тревожит, то и для государства это «звоночек».
В мире не существует ни одной технологии, при которой металлурги выплавляли бы сталь без металлолома.
Но в Украине загвоздка в том, что многие компании предпочитают вывозить металлолом на внешние рынки, а не продавать отечественным предприятиям на переработку. Поэтому власти, поддерживая отечественных металлургов, хотят положить этому конец.
Вопрос металлолома в Украине – проблема металлургии как фундаментальной отрасли
Государству выгоднее не экспортировать сырье, а продавать его внутри страны. А потом уже экспортировать переработанную продукцию. Тонна экспортного лома дает государству €58 госпошлины, или менее 2 тыс. грн.
Для сравнения, тонна переплавленного из лома металла при продаже, приносит государству около 10 тыс. грн пошлины. Другими словами, выгода от внешней торговли увеличивается впятеро.
После завершения первой волны пандемии начали возобновляться сырьевые рынки. И цена этих товаров стремительно выросла. А недалеко от Украины – Турция, которая является крупнейшим в мире покупателем металлолома.
Турки готовы платить иностранным продавцам металлолома больше, перерабатывая сырье у себя и получая ощутимую прибыль. Среди таких торговых партнеров – и Украина, у которой есть своя специфика: она продает на внешние рынки 80% металла.
Евросоюз может к декабрю запретить экспорт металлолома
Поэтому нет такого рынка сбыта, где против украинской металлургии не было запретов и ограничений. Все страны заинтересованы в том, чтобы забирать у нас сырье. И не заинтересованы, чтобы мы им поставляли переработанную продукцию.
И тут возникает логичный вопрос: если государства-партнеры выставляют подобные барьеры, то почему Украина должна от этого проигрывать, стимулируя экспорт сырья, а не переправляя металлолом к внутренним производителям.
Заготовка металлолома в Украине – в основном теневой бизнес, работающий в наличке
Не стоит забывать и об обязательствах Украины по декарбонизации. И пока еще не придумали другого способа декарбонизации промышленности, кроме как переплавки лома. И если Украина взяла на себя перед ЕС экологические обязательства, то иного выхода нет.
Заготовка металлолома в Украине – в основном теневой бизнес, работающий в наличке. Я был автором , который поможет этому рынку выйти из тени. Мы убрали из законодательства искусственные преграды, не позволяющие его участникам выходить в правовое поле. И если ранее они говорили, что им чего-то не позволяет закон, то сейчас пожалуйста.
Правда, участники рынка пользуются данным шансом неохотно: работать «в белую» не желают, продолжая вывозить сырье за границу. При этом нередко полученные средства они выводят в офшоры.
Насчет космической программы. Вы часто говорите о ее необходимости, хотя дело это весьма затратное. В чем ее суть? Что она предусматривает и откуда будут брать деньги?
Космос – одна из сфер, где технологическое планирование проводят глубоко наперед. И без четкой программы тут не обойтись. А Украина живет без нее уже четыре года. Недавно Кабмин таки утвердил такую программу, внеся ее под купол Верховной Рады.
Из бюджета на космическую программу выделят более 15 млрд грн
Проект нашей космической программы охватывает 2021-2025 года. И именно в комитете по экономическому развитию его будут рассматривать. Эта программа содержит набор технологий и космических объектов, которые должны быть разработаны. Предусматривает она и соответствующее финансирование.
Госкосмос определил планы на ближайшие пять лет – семь спутников и свой космодром
Из бюджета на космическую программу выделят более 15 млрд грн (по 3 млрд грн ежегодно). Все остальное финансирование (в общем надо свыше 40 млрд грн) – за счет средств госпредприятий космической отрасли. Например, КБ «Южное». Предприятие на каких-то контрактах зарабатывает деньги, вкладывая их в программу и создавая, скажем, образцы двигателей.
Говорить пока о конкретных инвесторах, помогающих предприятиям этой отрасли, пока рано. Но в 2019 году мы сделали важный шаг. Мы разрешили частным компаниям разворачивать деятельность в Украине. Осуществить программу удастся и благодаря этим предприятиям.
Сама космическая программа состоит из нескольких блоков:
- касающийся спутников;
- двигателей для перспективных ракетоносителей;
- разработки Украиной собственного легкого ракетоносителя;
- создания небольшой платформы для морского старта и пр.
Сейчас речь идет о том, что если думать не о крупных ракетах, а о легких ракетоносителях, то Украине можно будет своими силами изготовить небольшую платформу для морского старта, которая будет разрабатываться с расчетом исключительно на легкие ракеты. И, возможно, это будет дешевле в эксплуатации.