Бaнки, буxгaлтeры и нoтaриусы пo-нoвoму oтчитaются o финaнсax свoиx клиентов перед государством
Что изменится
Никаких изменений в части объема и порядка раскрытия информации с точки зрения клиентов банков и других субъектов первичного финмониторинга изменение порядка обмена информацией не принесет, говорят банкиры.
«Требования, документы и все другие нюансы остаются неизменными», – подметил в разговоре с UBR.ua начальник управления финансового мониторинга Юнекс Банка Владимир Павлик.
Раньше банки тоже проводили финмониторинг и преимущественно «отслеживали» операции на суммы, превышавшие 400 тыс. грн, и при необходимости могли уточнить у клиента источник происхождения средств.
«Порядок унифицирует форму, согласно которой банки и другие финучреждения должны предоставлять информацию о клиентах регуляторам. Клиенты прямого отношения к этому обмену не имеют, кроме тех случаев, когда ГСФМУ потребуется дополнительная информация от банка по операциям, и, возможно, банк запросит их у клиента. Хотя это происходило и раньше», – заметила нам глава совета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова.
Украинцы стали чаще рассчитываться банковскими картами: число операций выросло почти на треть
Порядок изменит существующие, преимущественно сугубо технические, аспекты национальной системы финансового мониторинга для СПМФ за счет запуска единой системы обмена информацией.
В ее рамках также будет запущен активно тестируемый сейчас е-кабинет субъекта первичного финмониторинга. Последний существенно упростит работу СПФМ в части передачи информации в Госфинмониторинг по тем операциям, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу.
Сейчас же это довольно сложный, технически громоздкий и многоступенчатый процесс, требующий использования специального программного обеспечения.
«Когда система будет запущена, СПФМ получат простой и удобный инструмент для работы, используя КЭП. Во многом он похож на, скажем, кабинет налогоплательщика. Это существенно упростит и ускорит работу», – рассказывает Владимир Павлик.
Главная новация
Новация, на которой банкиры особо акцентируют внимание – в будущем клиентов может касаться новелла относительно передачи информации банками в Госфинмониторинг о несоответствии между содержащимися в реестре сведениями о конечных бенефициарных владельцах клиента (КБВ) и информацией о них, полученной СПФМ, в том числе банком, в результате проверки клиента.
Идея Банк заплатит 4 млн грн штрафа за ложную рекламу: суд подтвердил решение АМКУ
«Определенные законодательством службы, скорее всего, будут запрашивать информацию у клиента о разногласиях по КБВ», – предупреждает Коробкова.
Контроль за транзакциями
В теории запуск новой системы может улучшить контроль за транзакциями. Поскольку информация об операциях будет собираться в унифицированном, удобном и простом для анализа виде сразу от всех СПФМ.
Кроме того, система будет синхронизирована с рядом других реестров, к примеру, единым реестром юрлиц (ЕГРПОУ), что позволит упростить и автоматизировать сбор информации.
То есть процесс анализа информации на стороне Госфинмониторинга на всех этапах станет более простым и быстрым. Это также снижает вероятность неумышленных ошибок, минимизирует влияние человеческого фактора.
«Подчеркну, изменение порядка обмена информацией не повлияет на клиентов банков и клиентов других СПФМ. Наоборот, это позволит клиентам предоставлять информацию по запросам СПФМ, используя современные технические инструменты и цифровые сервисы. Запуск системы значительно упростит работу бизнеса», – говорит начальник управления финансового мониторинга Юнекс Банка.
Банки донесут на подозрительные транзакции клиентов: доначислят 41% налогов
Причем, добавляет он, в первую очередь это значительно упростит работу субъектов первичного финмониторинга из «небанковского» сектора.
Список СПФМ довольно широкий, в него согласно ст. 6 закона , входят, к примеру:
- непосредственно сами банки;
- нотариусы;
- адвокаты;
- ювелирные магазины;
- почтовые операторы;
- страховщики;
- бухгалтеры;
- лотерейщики и т.д.
В каких случаях СПФМ передают информацию об операциях клиентов в ГСФМУ:
- пороговые операции или попытка их проведения (более 400 тыс. грн, или 30 тыс. грн для тех, кто предоставляет услуги в сфере лотерей или азартных игр);
- подозрительные финансовые операции или попытку их проведения;
- отказ от установления (поддержания) деловых отношений, проведения финансовой операции;
- разногласия между сведениями о конечных бенефициарных владельцах клиента, содержащихся в Едином госреестре юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований, и информацией о конечных бенефициарных владельцах, полученной субъектом в результате проведения проверки клиента;
- остановка финансовых операций;
- остановка расходных финансовых операций;
- замораживание активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового поражения и его финансированием.
Приватбанк угрожает заблокировать «спящие» карты клиентов
Госфинмониторинг имеет право запрашивать дополнительную информацию о клиенте. В таком случае делает соответствующие запросы в банк – и тот либо подает в ответ такую информацию, если владеет ею, либо запрашивает ее у клиента.
«Что касается разреза информации, это все индивидуально, но в основном запросы могут касаться подтверждения сути проведенной операции», – говорит глава совета НАБУ.