Aвиaбилeтoв пo €8-10 нe будeт: «нeбeснoe» сoглaшeниe с EС oткрoeт украинцам новые маршруты
Во вторник, 12 октября, украинские власти подписали с Евросоюзом соглашение об «открытом небе». Как премьер-министр, это непосредственно приблизит наших граждан к доступным перелетам. По его словам, такое соглашение положит конец ценовой монополии на авиационном рынке, увеличит количество маршрутов и повысит уровень защиты потребителей.
Среди главных вероятных последствий соглашения об общем авиационном пространстве (ОАП) – именно удешевление для украинцев билетов на самолеты. Параллельно в ЕС будут признавать сертификаты, выданные самолетам украинского производства. У нас начнут действовать такие же правила и стандарты в отрасли, как и среди членов Евросоюза.
Авиатрафик над Украиной на четверть уступает докризисному 2019 году
Например, «авиационный безвиз» предусматривает под защитой прав потребителей и компенсации пассажирам за задержку рейсов. Наши чиновники также уверены, что соглашение даст толчок развитию туристической отрасли в Украине: благодаря либерализации на рынке количество рейсов из Евросоюза к нам, как ожидается, резко возрастет.
Говоря проще, государствам больше договариваться о перелетах не придется. Любая компания сможет заявить о желании лететь в другую страну ЕС без подписания разрешений, поясняет UBR.ua глава Всеукраинский ассоциации туроператоров Игорь Голубаха.
Без господдержки ОАП – филькина грамота
Как говорит в комментарии UBR.ua экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян, с подписанием соглашения украинцев действительно можно поздравить, но остается несколько «но». Президент пообещал к 2024 году построить 16 аэропортов, из которых за два с половиной года не появилось ни одного. А иностранные компании уже делают предложения.
«Крупнейшая в Европе бюджетная авиакомпания из Ирландии Ryanair уже сообщила, что после подписания соглашения об ОАП готова базировать в Украине около 20 своих бортов и летать из 12 украинских аэропортов. Во-вторых, Украине надо обеспечить нашим авиаперевозчикам дешевый финансовый ресурс», – поясняет Владимир Омелян.
Wizz Air возобновит прямое авиасообщение между Украиной и Швецией
По словам эксперта, Киеву необходимо для успешной работы соглашения как минимум еще отменить акциз на авиационное топливо и НДС на внутренние рейсы. Если мы сейчас не обеспечим равные условия для конкуренции, не поддержим собственные авиакомпании, то будем летать лишь на чужих. И снова будем удивляться, «почему так дорого».
«В отличие от европейских правительств, которые помогали своим авиакомпаниям во время пандемии, у нас поддержки было ноль. Даже не рассчитались за эвакуационные рейсы в начале 2020-го. К тому же европейские компании намного меньше платят за лизинг самолетов и обслуживание операционных расходов», – говорит Омелян.
Билеты подешевеют лишь по некоторым направлениям
На сегодняшний день стоимость перелета в один конец между городами разных стран-членов ЕС может составлять €8-10 (240-300 грн). Купить билет из Лондона в Будапешт за €6 (200 грн) реально, заверяют в Кабмине. Там рассчитывают, что наши авиакомпании, желая выдержать конкуренцию с европейскими, начнут устанавливать схожие цены.
Омелян подчеркнул, что нельзя от подписания соглашения ожидать, что цены упадут по тем маршрутам, на которых и так уже сегодня высокая конкуренция между лоукостерами. Он имеет в виду те же Варшаву, Берлин или Рим. Но акцентирует, что сегодня говорить о загруженности тяжело, так как рынок еще не оправился после пандемии.
Узбекский авиаперевозчик возобновляет рейсы в Украину после шести лет перерыва
Стоимость перелета, вероятнее всего, сократится по тем направлениям, где были монопольные ограничения, зафиксированные двусторонними соглашениями. К примеру, в Чехию, Францию, Италию, Испанию и Нидерланды.
«Там действительно к перелетам допускались только избранные компании, определенные властями обеих стран с ограничением числа полетов и мест. По этим направлениям, если будет спрос, стоит ожидать удешевления. Тогда на самом деле будет сокращение цен и увеличение авиакомпаний», – прогнозирует Владимир Омелян.
Игорь Голубаха в беседе с нами останавливается на компании МАУ (Международные авиалинии Украины), которая действительно имела монополию на определенные направления, что позволяло ей удерживать высокие цены на перелеты. Оба эксперта не разделяют оптимизма Кабмина относительно возможностей столь дешевых перелетов.
Омелян обращает внимание, что перелеты за €8, о чем говорят в Кабмине, продавались только по акциям. В условиях конкуренции на европейском рынке перед пандемией можно было полететь в среднем за €100. И ниже ждать цен не стоит. Он привел такой пример: пассажирское кресло до пандемии в компании Ryanair стоило около €50.
Туры в Египет заметно подорожают: сэкономить можно на сезонных колебаниях
Все, что продавалось ниже, было рекламой. Все, что выше – заработок, резюмирует экс-министр.
«Я расцениваю прогнозы Кабмина о €8-10 за билет как «хотелки». Таких цен не бывает даже, когда лоукостеры становятся на новые направления. Пока у нас нет понимания о размерах турпотоков и загруженности рейсов. Но такие цены возможны лишь при ошеломительном потоке украинцев за границу», – предупредил он.