9 стaртaпoв, вoврeмя и удaчнo смeнившиx сфeру дeятeльнoсти
Пeрeд тeм, как добиться успеха, многие известные . Но потом сумели собраться и в корне поменять вектор развития. Известная исследовательская компания CB Insights подобрала несколько примеров, отлично иллюстрирующих известный в стартап-среде термин pivot (от англ. «разворот»).
Многие технологические платформы, без которых многомиллионная армия пользователей не мыслит своего существования, начинала как нечто совсем другое. Instagram, Netflix, Slack вначале своей деятельности предлагали совершенно другие сервисы. А потом многие из них придумали и воплотили совершенно иные идеи. Как оказалось, весьма удачные.
На сегодня Instagram является одной из самых популярных социальных медиа-платформ. Число ее пользователей во всем мире превысило 1 млрд. человек, а его стоимость достигла около $100 млрд. Принадлежащий Facebook сервис по обмену изображениями и видео положил начало новому направлению в маркетинге.
Но вначале, когда эта платформа еще называлась Burbn, ее функционал включал размещение фотографий и, среди прочего, возможность зарабатывать очки.
Стартапы и выборы в смартфоне. Михаил Федоров рассказал о программе Lift
Но сооснователи платформы Кевин Систром и Майк Кригер решили пойти путем упрощения. Они оставили функции размещения и комментариев. А также провели ребрендинг. В конечном итоге именно простота Instagram помогает ему выделяться на фоне других сервисов.
По данным исследователей из Hootsuite и We are Social, на начало 2019 года в Украине насчитывалось около 10 млн пользователей этой социальной платформы.
Slack
Стюарта Баттлфилда можно назвать одним из самых успешных «разворотщиков» — он не единожды делал «пивоты». Его компания Tiny Speck начала разрабатывать игру под названием Glitch. После короткого запуска в 2011 году проект признали неудачным.
Но внутренняя коммуникационная платформа, которую создала Tiny Speck, для общения между офисами в США и Канаде, оказалась перспективной.
Приложение для обмена сообщениями Slack появился на рынке в 2014 году и стало «единорогом» (компанией с рыночной капитализацией свыше $1 млрд). По данным Statista, в апреле 2019-го Slack обслуживал 10 млн активных ежедневных пользователей и 88 тыс. компаний, подписавшихся на платные сервисы. Рыночная оценка этого корпоративного мессенджера выросла до $7 млрд.
Известный сегодня сервис микроблогов начал свою работу в 2005 году под названием Odeo. Это была платформа для поиска и подписка на подкасты. Но компания решила не конкурировать с iTunes от Apple и сделала pivot.
На украинские стартапы не хватает денег. Где их найти
Сотрудникам компании предоставили две недели для того, чтобы представить новые идеи. Будущий CEO Twitter Джек Дорси предложил создать платформу микроблогов. В которой пользователи могли бы обмениваться сообщениями о статусе друг друга в режиме реального времени.
На сегодня в Twitter 355 млн активных пользователей. Которые используют эту платформу в том числе для социальной активности, гражданской журналистики, прямых трансляций и освещения культурных событий.
В Украине эксперты из Hootsuite и We are Social на январь 2019 года насчитали 575 активных пользователей Twitter.
YouTube
Это одна из известнейших в мире платформ для обмена видео с ежемесячной аудиторией 2 млрд пользователей. Которые могут не только просматривать интересующий их контент, но и создавать собственный.
Украинцев с рождения запишут в налогоплательщики и свяжут с Mobile ID
Но вначале это был сайт знакомств для одиноких, которые загружали в сеть ролики, в которых описывали «идеального партнера». Мало кто заинтересовался таким функционалом, поэтому создатели YouTube разрешили загружать любые видеоролики.
Shopify
Этот сервис появился в 2004 году как онлайн-магазин для сноубордистов Snowdevil. Не добившись успеха в этой узкой сфере, основатели, тем не менее, поняли, что у платформы есть потенциал.
Они провели ребрендинг и предложили другим магазинам продавать свои товары через интернет. В течение последующих лет компания получила миллионы венчурных инвестиций, а в 2015 году стала публичной.
Groupon
Известная теперь под этим именем компания возникла как платформа под названием The Point. Она предоставляла возможность пользователям объединяться вокруг интересующих их идей.
Какие самые распространенные ошибки допускают стартапы в мире и Украине
В дальнейшем сайте появилась функция, позволявшая пользователям коллективно торговаться за скидки. Тогда основатели поняли, что в этом есть рыночный потенциал. На пике своей стоимости Groupon оценивался в $16 млрд. Но с тех пор капитализация предприятия упала ниже $2 млрд.
Flickr
Сайт для обмена фотографиями начинался как онлайн-игра Game Neverending. Ее создали уже упоминаемый основатель Slack Стюарт Баттлфилд и Катерина Фейк.
Начальный энтузиазм не помог социально-интерактивному «причудливому» продукту «взлететь». Затем Баттлфилд предложил «разворот» — приложение для обмена изображениями. Которое бы позволило пользователям взаимодействовать друг с другом. Идея оказалась настолько успешной, что стартап в конце концов приобрела компания Yahoo.
Netflix
Это название сейчас стало синонимом потокового видео. Но так было не всегда. Компания сначала предлагала аренду DVD-дисков, высылая их почтой непосредственно домой заказчикам.
Названы самые масштабные и интересные инвестиции в украинские стартапы и компании
Поскольку популярность цифрового контента росла, Netflix предложила онлайн-доступ к фильмам и телевизионным программам. А затем начала выпускать известный всему миру собственный контент.
PayPal
На заре становления эта компания предложила механизм передачи долговых расписок между карманными компьютерами Palm Pilot. Услуга не прижилась и стартап занялся электронными платежами, пересылаемыми по электронной почте.
Затем в 2002 году компанию приобрел сервис онлайн-аукционов eBay, после чего PayPal получил глобальную популярность. С 2015 года этот сервис работает как отдельное предприятие, а его стоимость превысила $61 млрд.